Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса в Боровичском педагогическом колледже
• психологическое просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), преподавателей и администрации психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
Психологическое просвещение включает следующие направления деятельности:
- ознакомление классных руководителей и преподавателей-предметников с основными закономерностями личностного развития обучающихся;
- популяризация психологических знаний и разъяснение результатов новейших психологических исследований среди субъектов образовательного процесса;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, межличностных взаимоотношений;
- формирование у преподавателей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с обучающимися и в интересах развития собственной личности;
- ознакомление обучающихся с основами самопознания, саморазвития, самореализации и самоактуализации личности;
• психологическая профилактика (поддержка) и помощь — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, преподавателям, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов; своевременное выявление таких особенностей личности, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его личностном становлении и развитии.
Психологическая профилактика предполагает:
- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, студентам учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности;
• психологическая диагностика (психодиагностика) — психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, на ее основе развитие интересов, формирование профессионального самоопределения учащихся, формирование профессионально значимых качеств личности студента в процессе его профессиональной подготовки, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с учебными группами.
Полученные данные в ходе диагностической деятельности являются основой для разработки программ индивидуальных и групповых форм работы с целью выявления и разрешения проблемных ситуаций, определения приоритетных и перспективных направлений психолого-педагогической деятельности, являются основой для выбора личностно ориентированных технологий профессионального развития человека (личности) и прогнозирования альтернативных сценариев профессионального развития, коррекции профессионально нежелательных качеств и профессиональных деформаций;
• психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, преподавателей, родителей (законных представителей).
Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными и научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития;
• психологическая коррекция (психокоррекция) и развитие — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
Содержание данного вида деятельности направлено на разработку индивидуальных способов психологической коррекции при различных акцентуациях характера (пограничных состояниях психического здоровья). Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на субъект коррекции с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития;
• профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
• научно-исследовательская работа направлена на решение следующих задач:
- разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально важных качеств личности;
- проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального и психического развития субъектов образовательного процесса с целью оказания психологической поддержки;
- разработка и реализация программ обучающих курсов, направленных на развитие социально-психологической компетенции, психологической культуры у субъектов образовательного процесса;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся.